Эффективное делегирование
Руководители тратят много времени на задачи, которые можно успешно делегировать — главное, понимать, как правильно это делать и не допустить при делегировании распространенных ошибок
Многие руководители боятся передавать важные дела подчиненным, опасаясь потери контроля или снижения качества. В итоге нет времени на стратегию, команда не развивается, а эффективность бизнеса страдает. В статье разбираемся, что значит делегировать и как сделать из делегирования инструмент роста.
Делегировать в бизнесе — это передавать определенные задачи подчиненным. Делегирование — это системное распределение полномочий, ответственности и ресурсов, которое направлено на достижение бизнес-целей через развитие команды.
Что представляет собой делегирование полномочий в современном бизнесе:
Почему делегирование полномочий важно для руководителя:
Перечислим полномочия, которые подходят для того, чтобы передавать их сотрудникам.
Делегированная функция может быть одной из множества рутинных задач, это все выполняемое по одному и тому же алгоритму:
Пример: директор по маркетингу каждый понедельник тратил 2 часа на сбор данных для еженедельного отчета. Когда он наконец решил делегировать работу, связанную с этим отчетом, аналитику, выяснилось, что тот автоматизировал работу за полдня, и теперь этот отчет формируется за 15 минут.
Другой пример: прослушивать в интерфейсе виртуальной АТС разговоры отдела продаж с клиентами может как сам руководитель отдела, так и специально выделенный сотрудник, работающий на аутсорсе или в другом филиале организации.
Это могут быть дизайн презентаций и маркетинговых материалов, техническая поддержка и IT-вопросы, ведение соцсетей и создание контента, юридические вопросы, бухгалтерия и налоговая отчетность.
Пример: предприниматель две недели пытался самостоятельно разобраться с настройкой CRM-системы. В итоге он потратил 30+ часов, получил в итоге нерабочую систему и заплатил специалисту, который настроил все за 4 часа.
Делегировать можно также те задачи, которые могут быть вызовом для ваших сотрудников, но при этом и помогут им расти:
Пример: руководитель долго не решался доверить своему заму проведение встреч с ключевым клиентом. Когда он наконец это сделал, зам нашел с клиентом общий язык даже лучше, чем руководитель. Теперь они ведут этого клиента вместе, а руководитель высвободил себе 5-7 часов в неделю.
К этой области относятся планирование встреч и заполнение календаря, бронирование билетов и гостиниц, организация мероприятий, координация между отделами, подготовка стандартных документов.
Пример: директор стартапа каждый день тратил по часу на разбор почты и планирование графика. После найма ассистента он получил дополнительные 20+ часов в месяц на развитие продукта — как раз то, в чем компания нуждалась больше всего.
Сюда можно отнести маркетинговые исследования, анализ конкурентов, подбор и систематизацию информации, сбор отзывов клиентов, подготовку бэкграунда для встреч и переговоров.
Пример: CEO перед важной встречей с инвестором попросил аналитика подготовить обзор рынка. Сделанная работа его так впечатлила, что теперь он решил делегировать всю подготовительную работу перед ключевыми встречами, получая структурированную информацию вместо того, чтобы самому изучать десятки источников.
Руководитель не должен переставать выполнять свою основную функцию, терять руководство над ключевыми процессами и превращаться в менеджера по передаче записок. Ниже перечислим полномочия, которые не стоит передавать.
Такие задачи, как, например, определение долгосрочных планов компании или отдела, а также принятие решений о смене направления развития, формируют ДНК бизнеса. Делегируя их, вы фактически отдаете штурвал корабля, который должны вести сами.
Руководителю не стоит отказываться от определения и демонстрации ценностей компании и личного участия в ключевых мероприятиях. Как бы банально это ни звучало, люди смотрят на самого руководителя, а не на красивые постеры с ценностями на стенах.
Лучше, когда руководитель берет на себя финальные интервью с кандидатами, решения о повышении, сложные разговоры об увольнении.
Сюда входят общение со СМИ в кризисных ситуациях, публичные заявления о серьезных проблемах, борьба с серьезными репутационными рисками, общение с недовольными ключевыми клиентами. Личное присутствие лидера в кризисных ситуациях показывает, что он воспринимает ситуацию серьезно.
Ниже перечисляем этапы эффективного делегирования.
Первый и, пожалуй, самый важный шаг — это понять, какие полномочия нужно передать другим, а какие оставить себе. Составьте список всех своих задач за неделю и отметьте те, что отнимают много времени, но не требуют ваших уникальных навыков. Это первые кандидаты на передачу сотрудникам.
Иногда стоит выбирать не самого опытного сотрудника, а того, кому эта задача даст возможность роста. При этом нужно быть готовым вложить больше времени в обучение и отслеживание.
Метод SMART означает, что задача должна быть:
При постановке задачи попросите сотрудника пересказать ее своими словами — и только после этого делегируйте обязанности. На этом этапе вы поймете, есть ли недопонимание.
Можно делать записи, используя инструменты управления задачами, например, Kaiten, направлять электронное письмо с резюме обсуждения, сделать документ с описанием задачи или просто зафиксировать договоренности делегирования в корпоративном мессенджере.
Правильно выстроенный мониторинг помогает корректировать курс и предотвращает неприятные сюрпризы в конце. Желательно определить ключевые точки контроля заранее и установить формат отчетности (что и как сотрудник должен показать). Для новых или менее опытных сотрудников таких точек должно быть больше. С опытными коллегами можно ограничиться проверкой на ключевых этапах.
Когда задача выполнена, важно провести объективную оценку — это поможет в будущем делегировании и развитии сотрудника. Среди критериев оценки — соответствие итога поставленной задаче, соблюдение сроков, качество выполнения, самостоятельность в устранении возникших проблем, использование ресурсов (время, бюджет и т.д.)
Делегирование обязанностей в бизнесе — это в том числе и обратная связь после проверки. Формула обратной связи: «Когда ты [действие], это привело к [итог]. В будущем лучше [рекомендация], потому что [обоснование]».
Правила грамотной обратной связи:
Не менее, чем грамотное распределение полномочий, сегодня важна автоматизация рутины. Автоматизировать телефонные продажи помогает интеграция телефонии с CRM. У UIS есть тарифы на телефонию для разных видов бизнеса.
Процедура опирается на важные принципы, которые лучше не нарушать, если ваш план — это получить хороший итог и сохранить адекватные отношения в команде. Перечисляем основные правила и принципы делегирования полномочий.
Делегировать задачи лучше только тем, кто подчиняется тебе напрямую. Не стоит перешагивать через уровни управления и давать задачи «подчиненным подчиненных». В противном случае нарушаются установленные процедуры, и создается путаница в приоритетах — кого слушать сотруднику?
Делегировать обязанности нужно в соответствии с реальными должностными функциями человека. Человек может отказаться выполнять задачи, не входящие в его функции и KPI. Это также демотивирует команду, поскольку люди чувствуют себя используемыми, и может привести к некачественной итоговой работе просто из-за недостатка нужных навыков. Поэтому если задача выходит за рамки функций, нужно либо пересмотреть должностные функции, либо найти другого исполнителя.
Ответственными остаются сотрудник-исполнитель, и руководитель, который решил делегировать ему работу. Сотрудник отвечает за качественное выполнение задачи в срок. Руководитель отвечает за правильную постановку задачи, обеспечение ресурсов и отслеживание. Общая ответственность за итог остается на руководителе.
Сотрудник при этом должен честно сообщать о проблемах и рисках, просить о помощи, если что-то непонятно, соблюдать сроки или заранее предупреждать об их срыве. А руководитель должен четко сформулировать задачу и ожидания, обеспечить необходимые ресурсы и полномочия, быть доступным для консультаций.
Чтобы грамотно делегировать задачи, нужно уделить внимание отчетности, это не бюрократия, а способ держать руку на пульсе и вовремя корректировать курс. Регулярные отчеты нужны для раннего выявления проблем и рисков, а также для своевременной помощи и внесения корректировок в работу. Этот мониторинг помогает формировать навыки планирования у сотрудников.
Важно определить формат и периодичность отчетности заранее, фокусироваться на результатах, а не на ходе работы, делать отчеты краткими и структурированными. Можно использовать ежедневные стендапы для коротких задач, еженедельные статус-репорты для среднесрочных проектов, milestone-отчеты для крупных задач и экстренные уведомления при возникновении проблем. Главное — использовать отчетность для развития сотрудника, а не для контроля как такового. Не отнимайте у сотрудника право на ошибку.
Есть тонкая грань между здоровым отслеживанием и удушающим микроменеджментом. Переступив ее, вы можете подорвать мотивацию и инициативу, к тому же передача полномочий теряет смысл. Гиперконтроль проявляется в том, что вы проверяете прогресс каждые несколько часов, диктуете не только что делать, но и как именно, не даете человеку действовать самостоятельно и постоянно корректируете подход в ходе выполнения.
Рассказываем об ошибках, которые могут допускать начальники при передаче дел.
Такие ситуации возникают, когда передаются полномочия сотрудникам других подразделений. Когда вы решаете делегировать задачи в обход непосредственных руководителей, это, во-первых, подрывает авторитет другого руководителя, а во-вторых, создает хаос в планировании.
Нужно адекватно оценивать как реальные компетенции сотрудника, так и его текущую нагрузку. Оценивайте работы по уровню сложности и сопоставляйте их с возможностями человека. Если хотите дать развивающую задачу, обеспечьте поддержку, наставничество, дополнительные ресурсы.
Руководитель передает полномочия, но не указывает, когда именно нужен итог. Кажется, вы даете человеку свободу в планировании, а на самом деле создаете хаос. Без четких сроков человек не может правильно расставить приоритеты. Более того, без дедлайна теряется ощущение важности дела.
Неправильный выбор исполнителя — это почти гарантированный провал. Человек может быть сколь угодно талантливым в своей области, но если задача требует других компетенций, итог будет плачевным. Еще одна разновидность данной ошибки — это постоянное обращение к одному и тому же «универсальному солдату», который в итоге получает непропорционально большую нагрузку.
Чтобы избежать данной ошибки, расскажите, в чем именно проблема, что уже было сделано для ее выполнения, какие есть ограничения и требования, поделитесь своими соображениями о возможных путях решения, а также убедитесь в верном понимании задачи сотрудником.
Делегировать — это значит передавать часть полномочий, простыми словами, подчиненным. Целью делегирования является повышение результативности работ.
Для делегирования идеально подходят рутинные операционные задачи, специализированная работа (где у сотрудников больше экспертизы) и проекты, которые помогают сотрудникам расти. Оставлять за собой стоит решения стратегического характера, влияющие на будущее компании, формирование корпоративной культуры, найм ключевых сотрудников и кризисные коммуникации.
Эффективное делегирование — это соблюдение нескольких значимых принципов. Важно передавать задачи, не идущие вразрез с реальными компетенциями сотрудника, не передавать делегируемые задачи сотрудникам в обход их непосредственных руководителей, заранее определить формат отчетности и мониторить ход выполнения, не прибегать к гиперконтролю, а также понимать, что общая ответственность лежит и на руководителе, и на подчиненном.
Для реагирования на ваше сообщение, передаваемое в веб форме, вы соглашаетесь с обработкой ООО «НОВОСИСТЕМ» (Компания) персональных данных, указываемых в веб форме. Если заполненная форма содержит контактные данные, либо вы ранее сообщили контактные данные иным способом, сотрудники Компании могут связаться с вами для реагирования на ваш запрос. Персональные данные обрабатываются не более срока, необходимого для исполнения вашего запроса, и уничтожаются в течение 3,5 лет после его исполнения, если отсутствует иное законное основание обработки данных. Подробная информация о ваших правах как субъекта персональных данных, мерах, принимаемых Компанией для защиты данных и обеспечения соответствия законодательству, третьих лицах, которым Компания может передавать персональные данные, приведена в Политике конфиденциальности.
ООО «НОВОСИСТЕМ» (Компания) будет обрабатывать ваши персональные данные, указываемые в веб форме для обработки вашего заказа и реагирования на ваш запрос. Персональные данные обрабатываются не более срока, необходимого для исполнения вашего заказа, и уничтожаются в течение 5 лет после его исполнения, если отсутствует иное законное основание обработки данных. Подробная информация о ваших правах как субъекта персональных данных, мерах, принимаемых Компанией для защиты данных и обеспечения соответствия законодательству, третьих лицах, которым Компания может передавать персональные данные, приведена в Политике конфиденциальности.