Как привлечь еще больше клиентов? Закинуть денег в Яндекс.Директ, грамотно настроить рекламные кампании и проработать посадочные страницы. Но что если отдача от рекламы вас не удовлетворяет и ROI ниже нуля. Как понять, что плохо работает: реклама, ваше УТП или менеджеры по продажам? Прояснить ситуацию поможет воронка продаж.
Кто придумал воронку продаж
Впервые о воронке продаж заговорили в 1898 году. Американский специалист по рекламе С. Л. Элайас предложил схему маркетинговой модели, которая описывала «путешествие» потенциального клиента от первого знакомства с предложением или товаром до реальной покупки. Эта модель известна как AIDA:
- Awareness — осознание клиентом существования продукта или услуги;
- Interest — клиент интересуется продуктом;
- Desire — клиент хочет получить продукт;
- Action — клиент предпринимает действия для получения продукта.
![Первое изображение воронки продаж](/upload/sprint.editor/75e/yybpqxmah23028xrhty0wt309z2f8vrr.webp)
Воронка продаж в контекстной рекламе — не воронка!
В классическом понимании воронки мало что изменилось: это по-прежнему последовательный переход клиента от одной ступени продаж к последующей. Но увеличилось количество рекламных каналов, выросла конкуренция в несколько раз, да и сами потребители стали на порядок избирательнее.
Аудитория каждого канала ведет себя по-разному и решение о покупке принимает по-разному, поэтому воронка продаж в контекстной рекламе имеет свою специфику. Это НЕ воронка.
Первоначальная модель воронки сейчас работает разве что в «горячих нишах». Во всех других клиент принимает решение непоследовательно: он может заходить на сайт несколько раз и покидать его, кликать по разным объявлениям, сравнивать цены, оставлять заявки и не брать трубку.
![Голубев Илья](/upload/sprint.editor/88f/hyhl87z7z3rmlz0bf7ncg6njl52d6fb1.webp)
Воронка перестала быть линейным взаимодействием между клиентом и компанией. Сейчас она представляет собой скорее хаотичное движение с разными точками касания на разных уровнях. И чтобы клиент все-таки достиг нужной цели — приобрел товар, нужно изучать эти уровни, предугадывать потребности клиента на каждом этапе и последовательно выстраивать с ним эффективное взаимодействие.
Приведем пример. Клиент засматривается на фотографии новенького Chevrolet на сайте с авто. Листает каталог, читает описание, сравнивает модели... И вот он уже собирается покинуть сайт, как ловко срабатывает лидогенератор и предлагает ему:
а) Купить новый Chevrolet по супервыгодной цене со скидкой 10 %!
б) Обменять свой старый авто с пробегом на новый!
в) Записаться на тест-драйв в любое удобное время + получить скидку 10% на покупку авто в день тест-драйва!
Внимание, вопрос: какое предложение сработает?
![Голубев Илья](/upload/sprint.editor/88f/hyhl87z7z3rmlz0bf7ncg6njl52d6fb1.webp)
Чтобы делать клиенту релевантное текущей ситуации предложение, нужно понимать, на каком этапе клиент находится сейчас, что его интересует и что сработает наилучшим образом. Для этого и строится воронка продаж.
![](/upload/sprint.editor/4c9/o0idv0s5f7f3vpc4vucs8tsocfvei9fv.png)
Этапы работы над воронкой
Шаг 1. Строим
Создание общей воронки продаж для бизнеса начинается с главного вопроса: «Какие этапы проходит клиент перед покупкой товара или услуги?» Чаще всего это:
- осознание проблемы,
- интерес к продукту,
- решение,
- действие.
Выбор инструмента для построения зависит от масштабов бизнеса. Небольшие компании, работающие с несколькими клиентами в день, могут использовать обычный Excel, внося и анализируя данные вручную.
Среднему и крупному бизнесу для работы с воронкой понадобится более сложный инструмент. Лучшим решением будет CRM-система, так как в ней уже содержатся все данные о клиентах и взаимодействиях с ними.
![Воронка продаж в Битрикс24](/upload/sprint.editor/b93/k9irsm2jru2893c53xkkw71012q9ve2h.webp)
![Воронка продаж в amoCRM](/upload/sprint.editor/695/z0jz7cfhrtv4uyrhkzqxgtkorimqdcj0.webp)
![Воронка в Megaplan](/upload/sprint.editor/9c9/sfe5132mazqyea8x5rp9mh5lmj6ih1ez.webp)
Шаг 2. Анализируем
Окей, мы построили воронку продаж, что дальше?
Интегрируем CRM-систему с сервисом аналитики UIS, в личном кабинете подключаем модуль Воронки продаж, чтобы сопоставить данные по сделкам с рекламными расходами. Что это дает?
- Вы видите все этапы воронки, до которых доходят клиенты, а также то, в какую сумму обходится их привлечение.
- Вы можете выявить каналы с большим числом потенциальных продаж еще до получения оплаты от клиентов.
- Вы можете оценивать эффективность рекламных каналов еще до получения оплаты (актуально для бизнеса с длинным циклом сделки).
Шаг 3. Действуем
Уровни воронки продаж делят аудиторию на сегменты. В каждом сегменте у клиентов свои интересы, приоритеты и боли. Чтобы ответить запросам ЦА, используют разные виды рекламы, офферы и креативы.
Если говорить о воронке в контекстной рекламе, она делит аудиторию на такие сегменты:
- люди, увидевшие ваше рекламное объявление,
- люди, перешедшие на сайт,
- люди, позвонившие по телефону или оставившие заявку,
- люди, совершившие покупку.
![Дмитрий Жохов](/upload/sprint.editor/825/pjpxojf2l3lq12czmutgx1wd1ocx1xcx.webp)
Чтобы контекст отлично работал и бизнес процветал, нужно правильно выстроить взаимодействие с каждым клиентом. Воронка продаж делит аудиторию на сегменты в зависимости от интересов, задач и готовности к сделке. О том, как эффективно работать с каждым этим сегментом, читайте в нашем следующем материале.
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов