Как приоритизировать задачи?
Существует несколько методов и техник приоритизации дел — в этой статье мы рассказываем про модели RICE, ICE и WSJF
Чтобы выйти из «вечной оперативки» и сосредоточиться на действительно важных задачах, расстановка рабочих приоритетов должна быть подчинена правилам. В статье рассказываем, что значит правильно расставить приоритеты, основываясь на популярных в бизнесе методах, и как понять, за какие дела браться сразу, а что подождет до следующего спринта.
Приоритизация — это упорядочивание задач на основе их значимости и срочности. Цель — сделать так, чтобы ограниченные ресурсы и внимание направлялись туда, где создается наибольшая ценность.
Когда сотрудники понимают, почему эта задача действительно важная, исчезают лишние переработки. Руководитель может эффективнее распределить ресурсы, делегировать задачи, разделить ответственность между сотрудниками, а команда связывает ежедневные действия с общей стратегией. О том, как в бизнесе делегируют задачи, мы пишем в статье «Эффективное делегирование».
RICE ‒ это структурная методология, помогающая выбрать, какие дела заслуживают траты времени и средств в первую очередь. Суть подхода — перевести интуитивные суждения в арифметику из четырех факторов: Reach, Impact, Confidence и Effort.
Reach отвечает на вопрос: «Сколько пользователей почувствуют результат за выбранный промежуток — неделю, месяц или квартал?» Это могут быть тысячи активных клиентов, определенное количество заказов либо сессий — главное задать конкретную единицу.
Показатель Impact — сила влияния задачи на процесс, проект или продукт. Коэффициент определяется так: 3 балла — максимальное значение, сильное влияние; 0,5 баллов — минимальное значение, едва уловимое влияние.
Третий элемент, Confidence — это уверенность в правильности оценки задачи по критериям охвата, влияния и трудозатрат. Показатель выражается в процентах либо по десятибалльной шкале. Значение 50% и ниже говорит об отсутствии твердых аналитических данных, которое может быть устранено путем внедрения сервиса сквозной аналитики.
Наконец, Effort — это трудозатраты команды, которые считают в месяцах, потраченных на выполнение задачи.
Чтобы получить итоговый результат, нужно сделать расчет по формуле: (Reach * Impact) * Confidence / Efforts
Как правильно расставить приоритеты по данной модели? В качестве примера возьмем B2B-сервис для управления задачами, где в бэклоге лежат три идеи: интеграция с корпоративным мессенджером, разработка функции напоминаний о просроченных задачах по e-mail и внедрение аналитики загрузки команды.
На первом шаге оцениваем Reach (охват) за квартал:
На втором шаге измеряем Impact (влияние), используем шкалу от 0,5 до 3:
На третьем шаге измеряем Confidence (уверенность):
На четвертом шаге измеряем Effort (трудозатраты) в неделях:
Далее делаем расчеты по вышеприведенной формуле:
Мы видим, что значит верно расставлять приоритеты по формуле. Расчеты показывают: разработка напоминаний дает наибольшую ценность при минимальных усилиях, поэтому она в приоритете. Интеграция с мессенджером идет второй, а приоритет аналитики будет наименьшим — ее логично перенести в следующий квартал или уточнить гипотезы, чтобы поднять Confidence либо снизить Effort. Интеграция системы омниканальных коммуникаций с сайтом является примером задачи, которая требует минимальных усилий со стороны заказчика, при этом дает хороший эффект в части улучшения клиентского опыта.
Несколько дополнительных рекомендаций по применению RICE:
Сервисы, о которых мы говорили:
ICE — это модель управления приоритетами, в части показателей совпадающая с описанной выше, но имеющая свои особенности. В аббревиатуре ICE зашифрованы критерии Impact, Confidence и Ease.
Команда, которой нужно расставить приоритеты, собирает список задач, и каждая задача получает три оценки по шкале от 1 до 10, определяющие, насколько она важная и трудозатратная:
Расчет результата заключается в перемножении всех показателей: Impact * Confidence * Ease.
Как расставлять приоритеты по модели ICE, покажем на примере. Допустим, вы развиваете мобильное финтех-приложение, и на спринт есть три задачи: умная подсказка при первом пополнении счета, микро-реферальная программа «Пригласи друга — получи кешбэк» и автоматический отчет о тратах.
Impact может быть следующим:
Confidence может быть следующим:
Наконец, показатель Ease может быть таким:
Далее выполняем расчет ICE по обозначенной формуле для всех трех задач:
Результат: первая идея (умная подсказка) выигрывает благодаря легкости реализации и высокой уверенности, поэтому у нее наивысший приоритет, и она может быть назначена в текущий спринт. Реферальная программа по приоритетам идет второй — ее стоит подготовить параллельно, собрав больше данных для поднятия Confidence. Отчет о тратах имеет наименьший приоритет, поэтому откладывается: пока ресурс разработки лучше инвестировать в более надежные эксперименты.
WSJF (Weighted Shortest Job First) — это способ определить приоритетность ваших задач, пришедший из бережливого производства и ставший «официальным» подходом в методологии SAFe. Определение очередности задач по WSJF строится на следующем принципе: «самые важные и простые задачи — в первую очередь».
Эта формула определения приоритетов выражается следующим образом: Cost of Delay / Job Size.
Cost of Delay (стоимость промедления) — это показатель, который складывается из нескольких факторов:
Второй показатель Job Size — это ресурсозатратность работы: человеко-дни, story points.
Следовательно, в полном виде формула WSJF будет выглядеть так:
WSJF = Cost of Delay (Business Value + Risk Reduction или Opportunity Enablement + Time Criticality) / Job Size
Как нужно расставлять приоритеты по модели WSJF? Здесь используется система Story Points, каждой задаче в бэклоге присваивается определенная степень весомости или сложности. Для присвоения Story Points используется последовательность чисел Фибоначчи, где каждое последующее число в ряде получается путем сложения двух предшествующих.
Модель WSJF отличается от двух других тем, что при ее использовании оцениваются все будущие задачи единовременно. Наименее приоритетная задача получает балл «1». В итоге получается матрица приоритизации — диаграмма приоритетов, в которой максимальное значение соответствует степени важности задачи.
С помощью WSJF большая работа разделяется на небольшие этапы. Благодаря этому становится проще выполнять задания и растет эффективность командной работы. Если в компании разрабатывают ПО, лучше разбить его на задачи, соответствующие разным модулям или функциям.
Чаще всего модель WSJF используют:
Эти методы заметно отличаются друг от друга. У каждой модели есть свои достоинства и недостатки, различается и степень объективности. К примеру, влияние мнений участников наиболее выражено в модели ICE, в то время как метод WSJF демонстрирует минимальную зависимость от субъективных оценок.
RICE-методология подходит для следующих случаев:
Модель ICE оптимально выбрать, когда:
Модель WSJF применяют в следующих случаях:
Расстановка приоритетов в задачах по степени ценности и срочности нужна, чтобы сотрудники эффективно выполняли задачи, имеющие наибольшую ценность.
В бизнес-практике часто используют три способа классификации задач: RICE, ICE и WSJF, каждая учитывает разные параметры.
Модель RICE подходит, когда есть много данных и требуется объективная оценка. ICE подходит, когда требуется оценить быстро, хотя данных немного. Модель WSJF подходит, когда нужно провести объективный анализ, и вы располагаете данными и временем.